26 сентября 2021,
Областные новости
24.09.2021
Победители разделили призовой фонд в размере 2,5 млн рублей и получили возможность масштабировать свои проекты в Почте России.
24.09.2021
Партия сохранила конституционное большинство в нижней палате парламента и получила 324 мандата

Яндекс.Погода

Мы – кузнечане

09.07.2021

Цвет, философия, мысль

Заведующая библиотекой Н.А. Шебаршова говорит: многие читатели приходят специально, чтобы ещё и ещё раз вглядываться в полотна Натальи Анисимовой, Татьяны Анисимовой, Ольги Батаршиной, Юлии Антиповой, Ольги Гордиенок, Екатерины Громовой (Кожевниковой), Галины Чернышовой, Людмилы Кузьминой, Натальи Кобловой. В чём же секрет?

Женское творчество имеет особую ауру. Женщины уникальны тем, что умеют видеть простое в сложном и сложное – в простом. Сегодня она умильно рисует котёнка, спящего в тапке, а завтра пишет портрет Пушкина или набрасывает на холст убегающую в перспективу улочку… Всё, что делает женщина, она делает с особенной любовью, с истинной верой.

«Наши современники часто жалуются, что ничего не успевают. Поэтому я считаю, что женщина за мольбертом – это уже очень много», – призналась заведующая юношеской библиотекой Н.А. Шебаршова.

Действительно, для творчества нужно время и пространство. Мало кто из художниц имеет собственную мастерскую. Приходится выкраивать светленький уголок в жилом помещении. Галине Николаевне Чернышовой в этом отношении повезло: её дом – не только мастерская, но и даже «смотровая площадка». Вид на Мары, представленный ею на выставке, – это вид из окна 2-го этажа. Попавшие на картину летние крупные сладкие краснобокие яблоки, рассыпанные по траве, – часть сада. Все цветы, главенствующие на натюрмортах (а натюрморт – это любимый жанр художницы), выросли на клумбах (ирисы, флоксы) либо на подоконнике (орхидея). Запечатлённый на одной из картин огромный букет пионов напоминает ей об очередном выпускном вечере в детской художественной школе. Выпускной проходит в середине июня, и выпускники несут и дарят учителям благоухающие пышные пионы – белые, розовые, красные…

Я, как выпускница ДХШ города Кузнецка, тоже помню эти моменты. Жалеть приходится лишь об одном: в то время, когда учились наши поколения, материалов для творчества было не так уж много: пластилин, глина, акварельные краски «Ленинград», гуашь 6 цветов, мягкие простые карандаши. А сегодня ученики осваивают техники батика, пастели, соуса, пишут масляными красками. Возможности для творчества практически безграничны.

Большинству людей не очень понятно, как возможно находить время для творчества, если ты – жена, мама. У преподавателя детской художественной школы Юлии Антиповой, к примеру, трое маленьких детей. Однако она нашла возможность подготовить несколько работ к выставке. Полюбившийся многим зрителям натюрморт «Цитрусовый свет» она написала, оставаясь на работе в художественной школе сверх-урочно.

Замечено: дети художниц очень часто сами становятся художниками. Немало интересных эпизодов рассказали об этом Ольга Александровна Батаршина и Наталья Владимировна Анисимова. В семьях хранятся первые «картины» детей. Первая персональная выставка Тани Анисимовой прошла, когда ей было 6 лет. Девочка начала рисовать в два с половиной года – акварелью и карандашами. А Али Батаршин в три годика (по настоятельному требованию!) получил в своё распоряжение масляные краски, кисть, палитру, белый холст и нарисовал виноград (стол – сам по себе, виноград – сам по себе, зато интерес пытливого ребёнка был удовлетворён). Сегодня Али Анвярович преподаёт в школе искусств «Вдохновение». Татьяна Анисимова продолжает учиться и создаёт работы, привлекающие внимание любителей живописи.

Нежные акварели представила учитель изо Наталья Павловна Коблова. Один из пейзажей можно назвать парадоксальным: кажется, что в нём соединены все времена года одновременно. Он возвещает, что природа – прекрасна, она – источник жизненной энергии человека. Работа яркая по колористике, прозрачная. Глядя на неё, люди говорят: «Хочется жить».

Мастером женского портрета является Ольга Олеговна Гордиенок. Увидев раз, трудно забыть её работы «Ожидание», «Женщина с кошкой», диптих «Утро» и «Вечер», диптих «Мак и вьюнок», «Вьюнок и мак». Они словно выполнены в технике пастели, на самом деле – не мелками, а масляными красками. Образы сдержанные и глубокие. Художница нашла свой стиль.

Кузнечанка Екатерина Кожевникова является членом Международного союза художников-акварелистов, много лет занимается росписью храмов. На выставке представлена её академическая работа.

Философской можно назвать диптих О.А. Батаршиной, который художница посвятила своим родителям Александру Ивановичу и Екатерине Дементьевне Желтовым. На первом полотне – китель с отличительными знаками полковника и множеством наград, на фоне окна, в пронзительном ультрамарине которого растворяется праздничный салют; на втором полотне – воспоминания о красавице-маме. Настроение картине задаёт погожее свежее летнее утро. Ольга Александровна говорит: «за этими работами – долгий жизненный путь людей, которые встретили войну на пороге совершеннолетия и попали в эту молотилку. Папа после 10-го класса пешком пришёл из родной Шемышейки в Пензу, в военкомат, чтобы добровольцем записаться на фронт. Но, как и других мальчиков 1924 года рождения, его направили на ускоренные курсы в артиллерийское училище. После чего он лейтенантом попал на 3-й Белорусский фронт и участвовал во взятии Кёнигсберга. Лично генерал Крылов перед строем вручил моему папе боевой орден Красной Звезды. Статистика говорит, что из 100 выпускников военных училищ погибли на войне 97. Папе выпало счастье остаться в живых, а мне и трём моим сёстрам – родиться и жить на этой земле. Познакомились наши родители на Дальнем Востоке, у границы с Китаем, где папа участвовал в уничтожении группировки японцев в Маньчжурии. Мама в 15 лет попала на военный завод токарем, где они не только работали, точили снаряды, но и жили в течение трёх лет, так как покидать территорию завода им не разрешали». Вот такая история.

Женщины-художницы отдают должное и пейзажам, в том числе – городскому пейзажу. Старый, уходящий Кузнецк много лет служил постоянным источником вдохновения. Но с каждым годом он меняется. Появляются новые типовые высотные дома; исторической застройки, оригинальной кирпичной кладки, резных деревянных наличников становится всё меньше. Повсюду сайдинг, однообразные панели. Уходит уникальность, неповторимость…

Как рассказывают сами художницы, идея проводить «женские» выставки пришла лет десять назад. «Я помню такой момент, – рассказывает Людмила Кузьмина. – Мы приехали в Пензу, и там была выставка «Её глазами». Женская. Впечатление было сильным, мы вдохновились». «Сам собой возник вопрос: а почему бы не применить этот опыт в Кузнецке? Нина Алексеевна нас очень хорошо поддержала. Со временем работ стало больше, и из гостиной выставка перебралась в читальный зал», – дополняет это воспоминание её коллега Юлия Антипова.

Таким образом, у женщин-художниц нашлись единомышленники. Юношеская библиотека во главе с заведующей Ниной Алексеевной Шебаршовой снискала славу гостеприимного дома для муз. С 1990 года проведено 180 тематических выставок и более 80 – персональных. Здесь звучат стихи и песни, проходят конкурсы поэтов и модельеров, открываются новые имена. Об этом ещё раз упомянул единственный мужчина на нашей встрече – молодой поэт, актёр Сызранского драматического театра Александр Антонов. Он украсил вечер исполнением собственных песен под гитару, с благодарностью рассказал, что юношеская библиотека города Кузнецка стала одной из первых его творческих площадок, и пригласил всех желающих на свою концертную программу, которая состоится в парке 10 июля в 15 часов.

А вернисаж, послуживший поводом для этой встречи и для этой статьи, проработал недолго: на следующей неделе картины кузнецких художниц переедут в Пензу, чтобы принять участие в областной художественной выставке, которая вскоре откроется в картинной галерее им. К.А. Савицкого.

Ольга ПОДРАМЕНСКАЯ

Фото автора

 

Оставить комментарий