26 сентября 2021,
Областные новости
24.09.2021
Победители разделили призовой фонд в размере 2,5 млн рублей и получили возможность масштабировать свои проекты в Почте России.
24.09.2021
Партия сохранила конституционное большинство в нижней палате парламента и получила 324 мандата

Яндекс.Погода

Мы – кузнечане

23.06.2021

«БУМ» – так бьётся человеческое сердце

Собрался круг людей, которые хорошо знали его, любили и по сей день вспоминают с благодарностью. Выступала его вдова Татьяна Александровна, однокашник по Самарскому институту культуры, ученики.

Организатор этого прекрасного вечера памяти, ученик А.Н. Калашникова актёр и режиссёр Сергей Нуштаев сообщил, что вскоре памятник Калашникову украсит сквер на ул.Белинского – он будет помещён на том самом месте, где некогда находилось здание нашего городского театра. Был показан спектакль по пьесе Александра Блока «Балаганчик», который поставил ученик С.В. Нуштаева Алексей Кузнецов. Виктор Жанович Мальцев прочёл своё стихотворение, посвящённое А.Н. Калашникову.

В рамках этого вечера памяти прозвучало эссе ещё одного ученика Александра Николаевича – артиста и режиссёра Дмитрия Першина, строки из которого мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей.

«Он сам строил свою жизнь. Каких вершин ему надо достичь, сам определял. И стал героем.

…Когда Калашников женился, в тридцать два года, его уже знал весь наш городок. Из того кафе, где проходила свадьба, он вызвал себе и жене «скорую», чтобы она довезла новобрачных до дома. Дело в том, что жених был обут в летние туфли, службы такси в то время в городе ещё не существовало, а на улице – декабрь, минус двадцать пять…

…Александр Николаевич лепил из себя героя. По институту ходил в старой кожанке с раскрашенными красной краской дырочками, якобы – от пуль. И – лысым. Он хотел быть во всём похожим на своего отца-героя. Тот во время Великой Отечественной бежал из немецкого концлагеря. Через подкоп. И дошёл до своих!

…Отец-герой не очень-то признавал сына-скомороха. Учиться в театральный институт не пускал. Отбирал и прятал ботинки. Закрывал непослушного Санечку на ключ. Правда это или миф, но мятежный Александр, связав из простыней подобие верёвки, сумел-таки спуститься с третьего этажа и босиком уехал на электричке в Самару…

По поволжским кукольным театрам поскитавшись, наш Калашников вернулся на круги своя. И в 1979 году был основан театр «БУМ». «БУМ» – так звонит колокол. Так бьётся человеческое сердце» А у самого – врождённый порок его – сердца.

Татьяна Александровна много лет любила его издалека. Зашла она как-то в «Рассвет» – Дом культуры обувной фабрики, и увидела такую картину: Калашников залез на высоченную лестницу, стоит под потолком на высоте семи метров и вешает над сценой герб СССР. И влюбилась в этого человека. Возвышенного, неземного… И только спустя годы они сблизились и стали супругами. Это её миссия на земле – быть женой большого артиста.

Перед премьерой он не спал ночами, начинало шпарить высокое давление. Был момент, когда он лежал в реанимации с гипертонией, но сбежал оттуда через окно, потому что его артисты не смогут пойти в поход с балаганной агитбригадой «Эффект Редькина» без него. Александр Николаевич – это и есть сам Редькин. «Если гаечку – к гаечке, винтик – к винтику». Коммунистическая утопия, одним словом. Вслед за антиутопией от Рея Бредберри. Про то, как будут уничтожать книги…Калашников обожал книги и коллекционировал издания о театре и сказки.

Родился сын, которого назвали Никитой в честь артиста Михалкова. Калашников искал с ним дружбы и трижды получал от него «от ворот поворот»… Ещё один его кумир – Евтушенко. Коммунист с пламенной верой и карьерой… Когда человек любит, он не рассуждает, он принимает всё. Да и время-то какое было? «Хорошо над Москвою рекой…»

И любовь. Исключительно нереализованная. Платоническая. Пока человек влюблён, он интересен. Когда же он уже начинает обладать объектом любви своей – женою или мужем, – он становится обычным. Обывателем. Герои Калашникова – неуверенные в себе люди, чистые сердцем. Начинается контакт – кончается романтизм. Так он ставил, дышал, мозговал…

…От первого взгляда – до первого объятия. Вот – тема тем…

…Он всё успел. Сына вырастил, театр основал, почерк свой сценический приобрёл. Ему комфортнее было в гротеске, в фольклорном балагане. Внутри – театральный ГэКаЧэПэ победил. Девяностые годы… Приходит Калашников утром на работу, а его не пускают:

– Вы здесь больше не работаете! Вас уволили.

– Кто?

– «Комитет».

Но Александр Николаевич победил. Да и городская власть ему помогать стала.

Театр на повозках, театр на плотах… А театр на воздушных шарах – какая мечта была у Калашникова! Мечта мечт. В Доме культуры «Рассвет» в середине восьмидесятых было пять так называемых «Ка». Пять мастеров художественной самодеятельности: Климов, Козлов, Калашников, и иже с ними. Расцвет культуры заката позднего Союза…

…Городские театральные фестивали. Уличные, танцевальные, московские. Сколько усилий предпринял наш Александр Николаевич! С бумажной фабрики «Маяк» достал по дешёвке обои – оклеили ими комнаты Дома ветеранов, заселили туда актёров – участников фестиваля. Предстояло добыть фейерверки с Нижнеломовского завода пиротехники. Директор Калашникову отказал. Тот от безысходности заглядывает в директорский ежедневник. Глядь – у него через месяц юбилей! Привёз на автобусе цыганский ансамбль. Благо дело, гуляли в поле. Сдался директор. Грузовик пиротехники и фейерверкера – прицепом! Пусть этот случай сам Александр Николаевич сочинил, но как красиво!..

В каком-то 90-м году Калашников привёз из столицы чемодан денег на воплощение ещё одной своей мечты, в которую верил настолько, что даже заказал архитектурному институту макет и карту-план строительства Театрограда в Кузнецке. И такая карта существовала и кочевала с одного стола начальника на другой. Те смотрели в неё и дивились немало. И даже начато было строительство главного здания театра в детском парке…

Да… Россия всегда держалась на талантливых провинциалах и на скромных москвичах. Как бы объяснить Никите Сергеевичу Михалкову, что Калашников наш – тоже достойный деятель культуры? Как убедить колосса культуры Михалкова в том, что наш Александр Николаевич – титан творчества. Что ему рассказать?

Как однажды в Пензе после балаганного спектакля, которые у Санечки особенно хорошо выпекались, одна из зрительниц в волнении воскликнула: «Талантиков, Вы – такой Калаш!..».

…Или же – поведать иерарху культуры историю о том, как в одном из своих ранних спектаклей Калашников стоял на «пистолете». И под финал представления он так сильно распереживался, что забыл даже включить этот самый «пистолет», забыл, что именно он должен это сделать. Склонился на тот же «пистолет» и зарыдал со словами: «Гады! Они завалили мне весь спектакль!» …А в это время в финальной сцене в полной темноте перед зрителями стоял герой, которого играл Сергей Михалыч Иванченко, и держал на руках героя, якобы убитого, которого играл Виктор Феклистов. Их-то и должен был осветить «пистолетом» наш Александр Николаевич! И как кто-то из труппы в абсолютной темноте прокрался и всё-таки этот самый «пистолет» включил. А Михалыч – молодец – всё-таки освещения дождался, Витю всё-таки удержал, хотя в Михалыче – метр пятьдесят роста, а Витя – хоть и худой, да жилистый…

…Рассказать сыну детского писателя о том, как Калашников наш постоянно пропадал в Москве? Как он таскал в столицу за собою своих восприемников, чтобы тем самым снять с нас охристый налёт провинциализма? Как наш педагог частенько отдавал свои последние деньги, чтобы оплатить обучение воспитанников? Как каждое лето он на своём – театральном автобусе возил целую труппу актёров на море и тратил на нас всё тот же неизвестно откуда взявшийся чемоданчик с деньгами? Как всё время твердил нам, что главное мерило человека – это его поступок?.. Как мы все учились у Александра Николаевича трудиться с утра до позднего вечера, любить своё дело, оставаться до конца преданным своей профессии?..

…Самый первый спектакль-агитбригада, поставленный Калашниковым в ДК обувной фабрики, назывался «У нас в Кузнецке ярмарка!» Все фабричные «несуны» были названы поимённо. Вскоре неизвестные люди ловят нашего режиссёра на мосту через речку Труёв и выбивают ему зуб. Теперь общественному деятелю становится нужна охрана… Это его версия, а на самом деле зуб выбили его ученику, но Александр Николаевич так близко всё это воспринял и так хотел подвига…

Простой парень из Кузнецка летит во французский Авиньон, чтобы провести кастинг среди знаменитейших европейских уличных театров. Это дорогого стоит…

…Звоню как-то раз тебе на мобильный, чтоб поздравить твоего сына Никиту с днём рождения. А ты сообщаешь, что в данный момент не сидишь за праздничным столом, потому что едешь к своему театральному педагогу Зое Васильевне Черновой и везёшь ей какие-то необходимые для ухода вещи. Она в то время уже была прикована к постели. Трогательно… А ещё, когда Зоя Васильевна скончалась, ты лично на своём автомобиле отвёз её на родину, как она просила…

Чтобы не разочароваться в воспитанниках, не нужно ждать от них многого. Вообще лучше не ждать ничего. А наш педагог, как я мыслю, ждал от нас заботы, почитания и разочаровывался… «Глаза прощаются, надолго изучаются. Итак, всё ясно – слов не говори!». Прости нас, Александр Николаевич!

Нужны ли нашей стране, Родине талантливые продюсеры, режиссёры-скоморохи с неповторимой судьбой?.. А? Вопрос остаётся открытым. Но в один из учебников по истории современного театра ты всё-таки угодил.

А.Н. Калашникову решением местной власти было присвоено звание почётного гражданина города Кузнецка. И это справедливо. Благодаря Калашникову люди из разных уголков России смогли узнать о нашем городе. Светлая память этому великому артисту!».

 

Оставить комментарий