26 сентября 2021,
Областные новости
24.09.2021
Победители разделили призовой фонд в размере 2,5 млн рублей и получили возможность масштабировать свои проекты в Почте России.
24.09.2021
Партия сохранила конституционное большинство в нижней палате парламента и получила 324 мандата

Яндекс.Погода

Образование

27.01.2021

Формула кристалла мечты

Накануне этого события, 18, 19 и 20 января, Ксения приняла участие в областной научно-практической конференции и олимпиаде. Побывав в школе № 17, я узнала, что в течение десятилетий здесь работала плеяда талантливых учителей химии.

– Традиционно в нашей школе химия преподаётся на достаточно высоком уровне, – не скрывает гордости директор школы № 17 им. Ю.А. Гагарина Наталья Владимировна Гаранина. – Родоначальником этого был ещё Игорь Самуилович Бадалов. По воспоминаниям учеников, это гениальный химик и учитель. Его ученики, дети из простых семей, побеждали в олимпиадах и поступали в Московский государственный университет и другие престижные вузы страны. Ему на смену пришла Лариса Александровна Борисова, 20 лет отдавшая работе в школе № 17, где она была не только учителем, но и завучем. Сейчас Л.А. Борисова – начальник управления образования города Кузнецка. С 2006 года очень успешно обучает детей химии Сергей Владимирович Астафьев. В 2007 году он стал «Учителем года» – победителем муниципального этапа и призёром областного этапа этого престижного профессионального конкурса. Ученики С.В. Астафьева неоднократно были участниками различных олимпиад по химии. Один из них, Павел Пырков, сдал ЕГЭ по химии на 100 баллов, поступил в МГУ, продолжил обучение в аспирантуре, ездил на стажировку в Чехию, является сотрудником Российской академии наук и перспективным учёным. Денис Юртаев в 2016 году поступил без экзаменов в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина как призёр Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова; сейчас обучается в магистратуре вуза.

С.В. Астафьев – кузнечанин. Учился в гимназии № 9, где наибольший интерес для него представляли уроки биологии выдающегося педагога П.Е. Алпатова и незаурядные занятия по химии А.А.Сипачевой; старшие классы заканчивал в школе № 3, где помимо биологии стал больше увлекаться химией.

– В старших классах школы я был участником городских олимпиад по биологии и по химии, вёл свои исследовательские работы. У меня дома были какие-то собственные реактивы, оборудование. Я изучал состав веществ, проводил реакции по изученной теме. Мне это было интересно, – рассказывает Сергей Владимирович.

По окончании школы он поступил в Пензенский педагогический институт на специальность «биология, химия». Поработав около 6 лет в сельских школах – в Анненково и Чибирлее, Сергей Владимирович пришёл 14 лет назад в школу № 17 города Кузнецка и продолжил её славные традиции.

Год за годом в этой школе создавалась хорошая материальная база, позволяющая учреждению образования стать платформой для проведения городского этапа олимпиад по химии. В 2007 году по федеральной программе обновления спецкабинетов школа получила кабинеты биологии и химии.

– Мы получили электронную мини-лабораторию, реактивы, электронную таблицу Менделеева, датчики оборудования для проведения исследовательских работ. Устанавливали и подключали оборудование, – вспоминает Сергей Владимирович. – А потом к этому кабинету получили интерактивную мультимедийную доску. Нас поддержала директор школы, и на субвенции, которые школа получает по системе подушевого финансирования, это дополнительное оборудование было приобретено. Материально-техническая база подготовки важна, потому что год за годом задания ЕГЭ и олимпиад становятся сложнее.

В 2012 году С.В. Астафьев становится победителем первого конкурса проектов «Педагогическая инициатива» и приобретает оборудование для проведения внеурочной деятельности, позволяющее создавать видеоролики для популяризации науки. Спустя 7 лет выигрывает ещё один грант, и школьный кабинет химии становится обладателем чудесной муфельной печи для различных экспериментов.

Учитель создал свой сайт, и на этой платформе размещает интересную и полезную для учеников информацию о своём предмете. Учитель высшей квалификационной категории. Является постоянным участником областных конференций учителей химии, где читает доклады. Из дома ведёт вебинары для педагогов по темам, предлагаемым Западно-Сибирским межрегиональным образовательным центром.

В 2019 году С.В. Астафьев стал лауреатом именной премии главы администрации города Кузнецка в области образования. Своей профессии он верен уже 20 лет. И, конечно, очень бывает рад, когда тот или иной ребёнок проявляет интерес к науке, покорившей когда-то его разум и сердце. Но Сергей Владимирович всегда подчеркивает, что результат во многом зависит от работоспособности и целеустремлённости обучающегося!

Однажды на факультативные занятия по химии пришла шестиклассница Ксюша Мельникова. Если кто помнит, изучение химии в школе начинается с 8 класса. Но у этой 12-летней девочки было непреодолимое стремление к исследовательской деятельности. Вот что сама она говорит об этом:

– Началось с того, что я заинтересовалась выращиванием кристаллов солей и кислот. Родители уже привыкли к тому, что наш дом иногда превращается в химическую лабораторию. Например, я опытным путём доказала способность громких звуков влиять на изменение роста кристаллов, роль гидростатического давления и высокой температуры в формировании правильной кристаллической решётки...

В 7 классе я уже приняла участие в школьном фестивале проектов «Мышление XXI века» с собственным проектом. В 8 классе с этой работой я заняла 2 место в городской научно-практической конференции школьников «Старт в науку» и в региональном этапе всероссийской НПК.

Увлеклась созданием люминофоров. Эту работу в прошлом учебном году я представляла на региональной научно-практической конференции школьников «Старт в науку», став победителем. Кроме этого, участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников. Сергей Владимирович отметил хороший результат при выполнении заданий практического тура, который проходил на базе ПГУ.

В школе мы обеспечены всем для проведения лабораторных работ по химии. Мы можем сами провести опыт по теории или, если он опасный, нам показывают видео.

Я сняла и отправила на конкурс «Снимай науку» телеканала «Наука 2.0» видео, где пыталась объединить науку и искусство: прокалила глиняный горшок в муфельной печи, раскрасила его люминофорами – веществами, которые светятся в темноте после перезарядки. Люминофоры были созданы также при помощи этой печи.

Я планирую в будущем получить высшее образование, стать химиком-инженером либо изучать ядерную химию. Химик-инженер – это человек, который внедряет новые технологии, создаёт новый продукт и ищет ему применение. Это очень перспективно.

На вопрос, почему химия – одна из важнейших наук, С.В. Астафьев ответил так:

– Каждый предмет и живой организм состоят из химических веществ. Мы дышим химическими веществами, едим химические вещества. С помощью химии можно объяснить практически все процессы: почему листья желтеют, почему человек стареет… Химия – наиболее взаимосвязанный с другими предмет. С ней связаны космонавтика и медицина, создание продуктов питания (к сожалению) и новых материалов, новых биоактивных веществ и новой вакцины – тоже. За этой наукой – будущее.

А директор школы Н.В. Гаранина посмотрела на объект беседы более масштабно:

– Сергей Владимирович относится к числу тех лучших учителей, которые всегда трудятся над какой-нибудь исследовательской работой, активно и результативно участвуют в грантах, конкурсах. И их ученики тоже учатся осмыслению. Дети, которые занимаются научно-исследовательской работой и участвуют в проектной деятельности, получают хорошую подготовку к действующим социальным условиям и хорошие возможности. Они уже готовы о себе рассказать. Не столь важно, умеешь ли ты выращивать кристаллы, но знание технологии конкурсной и проектной деятельности, умение создавать проекты, формулировать свои мысли, визуализировать цели и задачи – всегда пригодится в работе и жизни.

Ольга ПОДРАМЕНСКАЯ

 

Оставить комментарий